Концепция воспитательной работы в образовательных орагнизациях Тюкалинского муниципального района Омской области на 2019-2024 годы

Концепция воспитательной работы (скачать) Общие положения

 

1.1. Концепция воспитательной работы в образовательных орагнизациях Тюкалинского муниципального района Омской области на 2019-2024 годы (далее – Концепция) определяет стратегию развития социокультурной среды, внеурочной деятельности и ученического самоуправления в образовательных организациях г. Тюкалинска и Тюкалинского района и устанавливает требования к организации и управлению воспитательной деятельностью в районе, ресурсному обеспечению воспитательной деятельностью и оценке воспитательной деятельности.

1.2. Концепция разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

− Конституция Российской Федерации;

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

− Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.;

− Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.1995 г.;

− Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» № 15-ФЗ от 05.02.2018 г.;

− Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.;

− Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.;

− Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»;

− Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

— Постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» № 1493 от 30.12.2015 г.;

− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

− Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях (письмо МОН РФ от 14.02.2014 № ВК-262/09);

— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.;

— Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 4-е издание. Москва «Просвещение» 2014 г.;

− нормативно-правовые акты комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.

1.3. Школа при реализации основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), внеурочной деятельности, дополнительного образования формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, определяя воспитание составляющим звеном единого образовательного процесса.

1.4. Социально-воспитательный компонент учебного процесса включает развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных школьных сообществах и объединениях.

1.5. Школа использует различные формы, средства, методы организации воспитательной деятельности, направленные на формирования всесторонне развитого выпускника школы, развивает систему организационно-управленческого обеспечения воспитательной деятельности, систему проектной и научно-исследовательской деятельности, программы дополнительного образования, включая обучение актива из числа обучающихся, поддерживает деятельность объединений обучающихся по различным направлениям, развивает различные формы спортивно-массовой работы с целью формирования устойчивой потребности у обучающихся в здоровом образе жизни.

1.6. В школе развивается система инклюзивного образования, направленная на создание условий для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.7. В школе внедряются здоровьесберегающие технологии, осуществляется профилактика наркомании, табакокурения, употребления алкогольных напитков.

1.8. Концепция является основой для разработки программ, планов в области воспитательной деятельности и молодежной политики, которые реализуются педагогическим коллективом школы.

 

  1. Цели, задачи воспитательной деятельности

 

2.1. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

2.2. Цель воспитательной деятельности в Тюкалинском муниципальном районе — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребёнка с учетом его возрастных особенностей.

2.3. Основные задачи воспитательной деятельности в Тюкалинском муниципальном районе:

— воспитание личности выпускника школы как личности творческой, свободной, законопослушной, информационно грамотной, интегрирующей в себе культурологическое и духовное богатство россиян, способной ориентироваться в микро и макросоциуме, конкурентно способной на рынке образования и труда, способной создать здоровую семью и обеспечить её, способной к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию;

− обеспечение единства воспитательного пространства;

− реализация государственной молодежной политики;

− воспитание уважения к истории и культуре своего народа, историческим и культурным памятникам своей Родины, русскому языку и традициям;

− укрепление положительного имиджа школы, корпоративной культуры с соответствующей системой ценностей, убеждений и норм обучающихся и сотрудников школы;

− сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение обучающихся к духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской Федерации;

− формирование опыта межнационального и межсоциального общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов;

− формирование общекультурных компетенций, развитие личностных качеств — гражданина-патриота, создание условий для профессионального определения обучающихся;

− развитие коллективизма, мобильности, конкурентоспособности, позитивных ценностных ориентаций, творческой активности;

− развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в самоуправлении;

− формирование научных представлений о здоровом образе жизни, умений и навыков духовного и физического самосовершенствования.

 

  1. Управление воспитательной деятельностью

 

3.1. Управление воспитательной деятельностью в Тюкалинском муниципальном районе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

3.2. В системе управления воспитательной деятельностью формируются необходимые для выполнения конкретных функций административные, общественные, научно-методические и другие структуры, на разных уровнях обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание.

3.3. Структура управления воспитательной деятельностью включает: специалистов комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района, администрацию образовательных организаций, методические объединения классных руководителей, Совет старшеклассников, актив РДШ (Российское движение школьников), кураторов и руководителей общественных объединений обучающихся и спортивных структур школы, органов самоуправления обучающихся.

3.4. Управление воспитательной деятельностью имеет гибкую, развивающуюся структуру в зависимости от стоящих задач и имеющихся для их решения ресурсов.

3.5. Концепция воспитательной деятельности в Тюкалинском районе, является основным инструментом управления воспитательной деятельностью района

3.6. Основные направления управленческой деятельности:

− разработка необходимых для управления воспитательной деятельностью нормативно-правовых документов (положений, инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов и программ воспитательной деятельности, локальных актов, планов.);

— анализ возможностей имеющихся структур для организации воспитательной деятельности и создание новых (при необходимости);

− планирование и организация воспитательной деятельности;

− организация практической деятельности в соответствии с программами и планами работы по реализации воспитательной деятельности;

− проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в структурных подразделениях школы, совместно с Советом старшеклассников;

– мониторинга деятельности детских объединений.

3.7. Управление воспитательной деятельностью обеспечивает:

− формирование мотивации преподавателей и обучающихся к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в разных сферах деятельности, в том числе будущей профессиональной;

− наполнение сайта школы информацией о воспитательной деятельности, содействие организации муниципальных СМИ;

− организацию повышения квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение Совета старшеклассников, активистов РДШ;

− организационно-координационная работа при проведении муниципальных воспитательных мероприятий;

− развитие разных форм ученического самоуправления, содействие деятельности детских объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся;

− участие обучающихся в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т.д.;

− организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и детских инициатив;

− создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;

− развитие сотрудничества с социальными партнерами;

− другие направления деятельности в соответствии с актуальными запросами общества в рамках воспитательно-образовательной деятельности.

 

  1. Организация воспитательной деятельности

 

4.1. Воспитательная деятельность образовательных организаций Тюкалинского муниципального района обеспечивает реализацию «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» и формирование общекультурных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного среднего и общего среднего образования.

4.2. Основными принципами системы воспитательной деятельности в образовательных организациях Тюкалинского района являются:

− гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

− воспитание в контексте среднего и общего среднего   образования и государственной молодежной политики;

− единство учебной и внеурочной деятельности;

опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся;

− учет социально-экономических, культурных и других особенностей региона;

− сочетание административного управления и самоуправления обучающихся;

− вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора обучающегося;

− открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности.

4.3. Образовательные программы основного среднего и общего среднего   образования, разработанные на основе требований ФГОС, определяют перечень общекультурных компетенций, на формирование которых направлена воспитательная деятельность в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района:

− способность использовать основы предметных и метопредметных знаний для формирования социокультурного мировоззрения;

− способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции;

− способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;

− способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

− способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

− способность к самоорганизации и самообразованию;

− способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

− готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

− способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

4.4. Школа формирует модель выпускника — человека культуры, свободную личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

— творческую личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым музыкально — эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;

— гуманную личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности самопожертвования, любви ко всему живому и забота о нем, с коммуникативными особенностями;

— личность, владеющую основным образованием, имеющую эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;

— физически и психически здорового человека с потребностью к здоровому образу жизни;

— участника демократического самоуправления;

— понимающего и принимающего ответственность за судьбу страны и человеческую цивилизацию.

4.5. Воспитательная деятельность исходит из задач основного среднего и общего среднего   образования и включает время учебных занятий, а также свободное от учебы время и осуществляется в различных формах.

4.6. Основные направления воспитательной деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева:

 

Гражданское воспитание:

 

— создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

— развитие культуры межнационального общения;

— формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

— воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

— развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

— развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

— формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

— разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

− Антикоррупционное воспитание.

 

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

 

— создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

— формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;

— повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

— развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

-развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Умственное воспитание — вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов человека на природу, общества, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять своё отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

    усвоение определенного объёма научных знаний;

    формирование научного мировоззрения;

    развитие умственных сил, способностей и дарований;

    развитие познавательных интересов;

    формирование познавательной активности;

    развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать  уровень образовательной и социальной подготовки.

Физическое воспитание — управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработки у детей качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

     формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

    повышение умственной и физической работоспособности;

     формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

    развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

    развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы,   ловкости, выносливости и др.) — формирование гигиенических навыков;

воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма)

Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

— развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

— формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

— развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

— расширения межсетевого сотрудничества с общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

— содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

— оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

 

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

 

— эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

— создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

— увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

— создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

— развитие музейной и театральной педагогики;

— распространение и приобщение к художественным, документальным, научно-популярным, учебным и анимационным фильмам, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

— создание условий для сохранения и популяризации культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

— содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, развитие научно-технического творчества детей;

— создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Экологическое воспитание включает:

— развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам малой родины, России и мира;

— воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

— воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

— формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

— развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

— содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;

− формирование конкурентоспособных качеств, через повышение мотивации самосовершенствования обучающихся;

— формирование ориентации на успех, на лидерство и профессиональное предопределение;

— формирование качеств социально-активной личности;

— формирование навыков самопрезентации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел, через участие в ученическом самоуправлении;

— организация культурно-массовой работы с обучающимися, способствующей выявлению талантливых детей, развитию их способностей, обеспечению условий для самовыражения и самореализации, развитию творческой инициативы;

— развитие системы органов самоуправления обучающихся, развитие и поддержка объединений обучающихся;

— профилактика правонарушений, экстремизма, формирование антитеррористических идеологий обучающихся;

— обеспечение социальной защиты обучающихся, организация психологической поддержки и консультационной помощи;

— совершенствование системы информационного обеспечения, в том числе через развитие школьных СМИ;

— расширение социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия в сфере воспитательной деятельности, проектной деятельности обучающихся;

— совершенствование системы оценки воспитательной деятельности в образовательный организациях района, через мониторинги, рейтинги структурных подразделений, количественные и качественные показатели, а также, через проведение социологических исследований по вопросам воспитательной деятельности.

4.7. В районе используются различные формы и методы воспитательной деятельности:

− Организация учебно-воспитательного процесса.

− Создание системы общей и специальной информированности обучающихся.

− Реализация демократичной и открытой системы социального партнерства.

− Система дополнительного образования и внеурочной воспитательной деятельности.

4.8. Основными требованиями к организации воспитательного процесса, обеспечивающего подготовку всесторонне развитой личности, являются:

− соответствие подготовки специалистов государственным квалификационным характеристикам и воспитательным программам и планам, призванным обеспечить реальное единство учебно-воспитательного процесса и дать возможность мобильно, в зависимости от постоянно развивающихся потребностей общества, менять его содержание и приоритеты;

− совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности за глубокое и творческое освоение учебных дисциплин;

— внедрения в учебно-воспитательный процесс информационных технологий, деловых игр и других форм активной воспитательной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления, развитие целеустремлённости, предприимчивости, честности и ответственности в деловых отношениях;

− систематический анализ, обобщение опыта работы социальных служб школы, классных руководителей, учителей-предметников по применению различных форм и методов учебно-воспитательной деятельности, наиболее эффективно формирующих личностные качества обучающихся и отвечающих задачам социально-экономического развития общества в современных условиях;

− проведение смотров-конкурсов, деловых игр, заседаний научных сообществ, предметных олимпиад, организация научных конференций, конкурсов и т.д.;

− создание условий для развития самоуправления вопросами трудового и предпрофильного воспитания.

4.9. Создание системы общей и специальной информированности обучающихся направлено на информирование о различных сферах жизнедеятельности школы в течение всего периода обучения и должно быть обеспечено созданием постоянно обновляемой системы представления информации.

Система информации обеспечивает ознакомление с традициями школ района, их структурой, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями обучающихся; организацией учебно-воспитательного процесса; задачами и направлениями деятельности различных подразделений и общественных детских организаций школ; возможностями культурного, духовного и физического развития в стенах образовательного учреждения и за его пределами.

4.10. Основными условиями для реализации демократичной системы социального партнерства в образовательных организациях являются:

− функционирование структуры кураторов, в функции которых входит информирования обучающихся по различным вопросам жизнедеятельности школы, наставничество и обеспечение социального партнерства;

− регулярные встречи обучающихся с представителями администрации школы, социально-психологической службой, педагогами;

− участие представителя Совета старшеклассников, выражающих интересы обучающихся;

− совершенствование различных форм самоуправления обучающихся (участие в выборах президента школы, министерств (входящих в Совет старшеклассников), в работе МО классных руководителей и совещаниях при директоре, конфликтных комиссиях школы, затрагивающих права обучающихся. Реализация системы межсетевого взаимодействия решается через вовлечение обучающихся в решение образовательных, социально одобряемых и личностно значимых проблем в соответствии с их возрастными особенностями и образовательными возможностями, обучение актива РДШ.

4.11. Система внеурочной воспитательной деятельности включает:

− работу образовательных организаций в целом, дополнительное образование, работа структурных подразделений;

— проведение общешкольных культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий;

− воспитательную деятельность в классных коллективах.

Важную роль в организации воспитательной деятельности образовательных организаций района играют различные объединения обучающихся: клубы, кружки, объединения по интересам, научные сообщества.

Формы и методы внеурочной воспитательной деятельности разнообразны:

− проведение культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий;

− организация работы дискуссионных клубов по интересам, творческих объединений; театральных, хореографических коллективов;

− организация туристкой деятельности обучающихся, развитие прикладных видов спорта и поисково-спасательного движения, организация деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

− проведение научных конференций, олимпиад, конкурсов научно-исследовательских и творческих работ;

− формирование у обучающихся высокой правовой культуры, глубокого уважения к Конституции, законам Российской Федерации, принципам и нормам правового, цивилизованного общества, чувства верности своему Отечеству, готовности служить Родине, к выполнению гражданского долга;

− правовое воспитание обучающихся, профилактическая работа по предотвращению нарушений общественного порядка, этического кодекса, правил внутреннего распорядка, путем организации лекций и бесед с приглашением специалистов органов суда, прокуратуры и МВД, сотрудников профилактических служб;

− развитие системы физкультурной и спортивной деятельности;

− развитие деятельности школьного самоуправления;

− реализация воспитательной деятельности в классах, через проведение культурно-массовых, физкультурных и спортивных, оздоровительных мероприятий.

4.12. При организации воспитательной деятельности структурными подразделениями Университета необходимо избегать формализма, дробности (построения воспитательной деятельности по отдельным направлениям), фрагментарности (проведения разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами обучающихся и решением общегосударственных задач воспитания).

 

 

  1. Развитие Детского самоуправления

 

5.1. Участие в школьном самоуправлении является частью образовательного процесса и способствует формированию общекультурных компетенций через вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность посредством приобретения опыта демократических отношений и навыков организаторской деятельности.

5.2. Деятельность органов школьного самоуправления регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Положением об органах школьного самоуправления и другими локальными нормативными актами школы.

5.3. По инициативе обучающихся в целях учёта их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, в школе создан Совет старшеклассников, действует актив РДШ (Всероссийская детская организация «Российское движение школьников»).

5.4. Школа способствует развитию детского самоуправления во всех видах деятельности обучающихся, их участию в спортивных и творческих клубах, в научных сообществах, добровольческих (волонтёрских) объединений различной направленности.

5.5. В сферу деятельности ученического самоуправления входит подготовка и реализация конкретных коллективно-творческих дел, проектов и других мероприятий во взаимодействии с администрацией школы, преподавателями и социальными партнёрами в рамках их полномочий и ответственности.

5.6. Школа проводит подготовку обучающихся к самоуправленческой деятельности с привлечением специалистов разных профилей, в том числе по дополнительным образовательным программам, осуществляет проведение обучающих мероприятий для ученического актива, а также направляет обучающихся на мероприятия, способствующие повышению их компетенций.

5.7. Активисты школьного самоуправления для решения стоящих перед ними задач и реализации планов деятельности детских школьных объединений осуществляют взаимодействие с администрацией школы, используя различные формы и способы: общешкольные конференция, заседания Совета старшеклассников, встреча-диалог, совместные (рабочие) группы, экспертная оценка документов администрации и Совета обучающихся, проектов, совместные комиссии, обращения (с просьбой, инициативой, предложением) и другие.

5.8. Основным критерием эффективности деятельности ученического самоуправления является повышение уровня активности обучающихся в разных сферах деятельности.

5.9. Совет старшеклассников и активисты РДШ несут ответственность за принятые решения и предпринятые действия перед детскими коллективами, администрацией школы.

 

  1. Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности

 

6.1. Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности в образовательных организациях  Тюкалинского муниципального района Омской области направлено на создание условий для осуществления деятельности по воспитанию обучающихся в контексте реализации основных образовательных программ.

6.2. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций, сложившимся опытом воспитательной деятельности, имеющимися ресурсами и включает следующие документы:

− концепция воспитательной деятельности;

− программы воспитательной деятельности;

− планы работы образовательных организаций по воспитательной деятельности, культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной деятельности, годовым планом работы РДШ;

− приказы, распоряжения, положения, определяющие и регламентирующие воспитательную деятельность;

− протоколы решений заседаний Совета старшеклассников, на которых рассматривались вопросы воспитательной деятельности и реализации молодежной политики;

− отчёты о проделанной воспитательной работе за год.

6.3. Реализация воспитательной деятельности в Тюкалинском муниципальном районе  осуществляется квалифицированными кадрами.

6.4. Управление воспитательной деятельностью обеспечивается кадровым составом, включающим следующие должности: специалисты комитета по образованию, руководители учреждений дополнительного образования директора школ, заместители директора школы, старшая вожатая, куратор РДШ, классные руководители, преподавателями дополнительного образования (руководители кружков, клубов и других подразделениями школы), привлекаемых к организации воспитательной деятельности, в соответствии с правовыми документами РФ.

6.5. Организаторы воспитательной деятельности обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года.

6.6. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности позволяет:

− проводить массовые мероприятия, собрания, представления, досуг и общение обучающихся, групповой просмотр кино — и видеоматериалов, организовать сценическую работу, театрализованные представления;

− выпускать печатные и электронные изданий, проводить систематические занятия физической культурой и спортом, секционные спортивные занятия, участвовать в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; выполнять нормативов комплекса ГТО;

− обеспечивать доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических аудио — и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

6.7. Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернет-ресурсами и специализированным оборудованием:

− кабинет для работы органов ученического самоуправления;

− спортивные сооружения (спортивные залы, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий);

− помещения для проведения культурного досуга и занятий художественным творчеством, техническое оснащение которых должно обеспечивать качественное воспроизведение фонограмм, звука, видеоизображений, а также световое оформление мероприятия (актовый зал, кабинет музыки.);

− объекты социокультурной среды (музеи, библиотека).

6.8. Информационное обеспечение воспитательной деятельности включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.).

  1. Социальное сопровождение

 

7.1. Формирование у обучающихся отрицательного отношения к нарушению норм общественного поведения:

— повышение уровня правовой культуры обучающихся;

— предупреждение ранней дезадаптации детей начальных классов;

— профилактическая работа с обучающимися и родителями по предупреждению правонарушений;

— оказание адресной помощи.

7.2.Выявление и коррекция уровня правовой культуры обучающихся, работа с родителями, профилактические беседы, родительские лектории, оказание помощи обучающимся и родителям в личностно-кризисных ситуациях.

Результат: сокращение пространства девиантного поведения обучающихся.

 

  1. Связь семьи и образовательных организаций

 

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательными учреждениями и семьёй в целом. Семья — часть общественного коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности, на том или ином этапе играет семья. Образовательная организация должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер:

— способствовать формированию у обучающихся универсальных способов получения и применения информации, являющихся основой познавательной культуры школьника;

— работать над развитием творческого мышления обучающихся;

— в процессе обучения и воспитания использовать православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека, общества;

— создавать в образовательной организации условия для самореализации обучающихся;

— повышать престиж образовательных организаций;

— повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

— усилить влияние образовательной организации на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии.

 

  1. Оценка воспитательной деятельности

 

9.1. Предметами оценки воспитательной деятельности являются требования к реализации воспитательной деятельности в соответствии со Стандартом организации воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений и настоящей Концепцией:

− управление воспитательной деятельностью;

− организация воспитательной деятельности;

− деятельность органов ученического самоуправления;

− ресурсное обеспечение воспитательной деятельности.

9.2. Показатели и критерии оценки воспитательной деятельности в образовательной организации определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования к формированию общекультурных компетенций, документами по молодёжной политике и работе со школьниками.

9.3. При оценке используются следующие методы экспертизы:

— контент-анализ документов, анализ сайта и сетевых информационных ресурсов;

— анкетирование обучающихся, в котором выявляется воспитанность, информированность, заинтересованность, активность, продвижение личности в своем развитии (успешность в учении и труде; отношение к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);

— уровень развития коллектива;

— удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива — мерило степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучие жизни в классе и школе.

9.4. Результаты воспитательной деятельности оцениваются на уровне муниципального района.

9.5. Система воспитательной деятельности обеспечивает достижение двух групп результатов:

− количественные, имеющие формализованные показатели: победы обучающихся в конкурсах и соревнованиях, рост количества молодежных объединений, увеличение количества участников проектов и т.д.

− качественные, не имеющие формализованных показателей, так как принадлежат внутреннему миру человека: жизненные смыслы, ценности, идеалы, социально-культурные потребности и т.д.

9.6. Количественные результаты фиксируются и проверяются, а качественные — учитываются организаторами воспитательной деятельности и оцениваются с использованием социологических методов.

9.7. Экспертами выступают специалисты в сфере воспитания детей школьного возраста, к проведению экспертизы на общественных началах привлекаются представители от общественности, обучающихся и работодателей.

 

Обязательные условия успешности воспитательной концепции:

  Способность образовательного учреждения эффективно и целенаправленно влиять на развитие творческого потенциала личности школьника.

  Защищенность и комфортность обучающихся образовательной организации.

  Степень соответствия реального образа школьника моделям выпускника ступеней школы.

 

  1. Заключение

 

10.1. Реализация Концепции воспитательной деятельности позволит образовательной организации:

− обеспечить единство целей и задач структурных подразделений управления воспитательной деятельности;

— скоординировать взаимодействие воспитательной деятельности на разных уровнях;

— осуществить качественное ресурсное обеспечение воспитательной деятельности;

− сформировать ряд социально значимых и необходимых личностных качеств (компетенций), характеризующих социальный портрет будущего выпускника: коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самопознанию и саморазвитию, законопослушное поведение, ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, умение представлять себя, стремление к здоровому образу жизни;

− осуществить подход к оценке результатов воспитательной деятельности на основе двух групп показателей (количественных и качественных).

10.2. Настоящая Концепция утверждается председателем комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.

10.3. Изменения и дополнения в настоящую Концепцию вносятся приказом комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.