Цель: Создание сетевого обучения в Тюкалинском муниципальном районе.
Задачи:
1. Выявление уровня ИКТ-компетентности педагогов удалённых малокомплектных школ методом онлайн-опроса и дистанционного практического занятия;
2. Выявление проблем в ИКТ-компетентности педагогов;
3. Развитие практических навыков работы на образовательном портале дистанционного обучения school.omgpu.ru на платформе Moodle и дальнейшего их использования на портале дистанционного обучения Омской области для организации сетевого обучения (реализация регионального плана на муниципальном уровне).
Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства сельской малокомплектной школы в процессе внедрения дистанционных технологий
Содержание:
- Анонимное анкетирование педагогов малокомплектных школ с помощью Google-форм (https://docs.google.com/forms/d/1RhBTZIZCwoQ6FxjNtooXDBazRcp1g6kmN9bNWqNaDy8/viewform?edit_requested=true). Таблица с результатами анкетирования https://docs.google.com/spreadsheets/d/1p1xlo6AQNrEoRlgmrvmGRL5L0vwlggef7l3kfsoPR0k/edit#gid=948581708 (17.10.2019).
- Выявление практических навыков работы с электронными ресурсами путём привлечения педагогов, имеющих затруднения в области ИКТ, к апробации дистанционного курса по повышению ИКТ-компетентности «Обработка текстовой информации с помощью редактора MS Office Word-2007» на платформе Moodle (https://school.omgpu.ru/course/view.php?id=1629); рефлексия по его завершению.
- Анализ полученных результатов.
- Выявление проблем.
- Разработка программы по повышению ИКТ-компетентности педагогов.
- Реализация программы.
- Внедрение сетевого обучения.
Результаты анкетирования
По результатам анкетирования 88 педагогов 97,7% имеют дома компьютер, подключённый к сети Интернет. 98,8% педагогов используют ДО в своей практике:
- 79,1% — видеолекции и вебинары;
- 45,3% — консультации;
- 41,9% — контрольные работы;
- 38,4% — зачёты, экзамены;
- 23,3% — инструкции;
- 5,8% — лабораторные занятия;
- 1,2% — методические рекомендации;
- 1,2% — не использую.
Основные причины использования ДОТ в организации обучения педагогов — невозможность использования очного образования.
Больше половины педагогов считают положительным влияние ДО на повышение эффективности работы при наличии хороших каналов связи, 39,8 процентов – при условии хороших методик, около 7 % сомневаются в положительном влиянии ДО, и 2% педагогов не видят в нём положительного влияния на повышение эффективности работы.
Достоинства ДО в глазах педагогов:
- Возможность обучения вне стен учебного заведения (67%);
- Использование современных технологий (61,4%);
- Индивидуальный темп обучения (58%);
- Индивидуальный гибкий график обучения (48,9%).
59,1 % педагогов предпочли бы для организации своего обучения традиционную систему с элементами дистанционного образования; 26,1% — дистанционную форму; 14,8% — традиционная классно-урочная система без дистанционной поддержки.
Основными трудностями в
дистанционном обучении большинство педагогов считают плохую оснащённость
компьютерами, подключённых к Интернет в школе и недостаточное владение
педагогами компьютерными технологиями.
Результаты практической работы
Для прохождения онлайн-курса Комитет по образованию АТМР запросил по 1-2 педагога от сельских школ района (не учителя информатики), имеющих затруднения в области ИКТ. Школы, в которые поступал запрос:
- МОБУ «Атрачинская сош».
- МОБУ «Бекишевская сош»;
- МОБУ «Белоглазовская сош»;
- МОБУ «Кабырдакская сош»;
- МОБУ «Коршуновская сош»;
- МОБУ «Малиновская сош»;
- МОБУ «Нагибинская сош»;
- МОБУ «Никольская сош»;
- МОБУ «Новокошкульская сош»;
- МОБУ «Октябрьская сош»;
- МОБУ «Сажинская сош»;
- МОБУ «Троицкая сош»;
- МОБУ «Хуторская сош»;
Школы, принявшие участие в апробации дистанционного курса:
- МОБУ «Октябрьская сош»;
- МОБУ «Коршуновская сош»;
- МОБУ «Троицкая сош»;
- МОБУ «Бекишевская сош»;
- МОБУ «Никольская сош»;
- МОБУ «Сажинская сош» (2 педагога).
В апробации дистанционного курса на портале школа приняли участие 6 школ в количестве 7 педагогов. Из них:
- Один педагог ограничился регистрацией на портале
и записью на курс;
- Один педагог приступил к прохождению лекции, не закончил её, и больше никакой активности не наблюдалось;
- Один педагог ограничил свою активность на курсе выполнением контрольного теста из пяти вопросов на «Отлично»;
- Из трёх представленных практических работ №1 одна работа не соответствовала требуемым условиям, а две другие требовали доработки.
- Обе представленные практические работы №2 требуют доработки.
Рефлексия участников ДК
Фамилия | Имя | Адрес электронной почты | Вариант ответа | |
Илья | Муромцев | iljamuromcev@gmail.com | Еще не ответили | |
Матвеева | Галина | galina.matveeva.1982@mail.ru | Еще не ответили | |
Овсянникова | Марина | arutyu-nyan@mail.ru | Еще не ответили | |
Приходькина | Тамара | shkolnikolskay@yandex.ru | Еще не ответили | |
Самсонова | Лилия | Kovaleva-Liya92@mail.ru | Еще не ответили | |
Сидорова | Марина | sidorova364@gmail.com | Курс интересен, нагляден. Много интересной информации! | |
Терещенко | Евгения | schkola.troitzkaya@yandex.ru | Курс интересен, нагляден. Много интересной информации! |
Вывод:
У многих педагогов есть проблемы с подключением по каналам связи и плохая оснащённость компьютерной техникой образовательных учреждений.
Практическая работа выявила множество проблем в ИКТ-компетентности педагогов и показало их неготовность к реализации сетевого обучения. Отсюда следует, что требуется разработка программы по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов на муниципальном уровне для подготовки и реализации Сетевого обучения.