Основные направления Стратегии как ориентиры формирования системы
воспитания на муниципальном уровне
Итак, воспитание детей заявлено стратегическим общенациональным
приоритетом
Основной задачей в сфере воспитания в документе названо «развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины». Основа Стратегии — базовые
национальные ценности Российского общества, которые предполагают воспитание
осознанных, высоконравственных и глубоко толерантных личностей.
Давайте выделим несколько важных Ориентиров и подтвердим, что они
реализуются на муниципальном уровне.
«Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою страну,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России»
Уже семь десятков лет исторические события Великой Отечественной войны
являются фундаментом, на котором базируется патриотическое воспитание
нескольких поколений школьников.
В этом году палитра событий была особенно многоцветной: начиная со
Всероссийских уроков памяти, уроков Победы, интернет-уроков «Победа остается
молодой», акций «Бессмертный полк», «Солдатский платок», региональных
мероприятий, в память Д.М. Карбышева, К.Симонова, «Вахта памяти», «Письмо
солдату Победы», «Знамя Победы», Районном Параде Победы, «Параде юных
россиян», Городской Победной маёвке, массовых мероприятиях, прошедших во
всех сельских поселениях и заканчивая сотнями уроков, посвященным основным
событиям Вов, воинам фронта и тыла, прошли литературные конкурсы,
многочисленные проектные и творческие работы, сочинения и мультимедийные
презентации «Я помню! Я горжусь!», конкурсы «Это нашей истории строки»,
смотры и парады. Лучший метод воспитания – прикосновение к живой истории.
Такой как, Интерактивный проект лицея по реконструкции реальной картины
тыловой жизни Тюкалинского района в годы Великой Отечественной войны
«Победы яркие страницы». Особое внимание было уделено Героям-землякам. Во
всех школах обновлены информационные стенды. Следует подчеркнуть , что
благодаря современным информационным технологиям, архивам Интернет,
школьники обнаружили огромное множество новой информации о войне, смогли
обновить музейные экспозиции, семейные архивы, создать школьные Книги памяти
земляков.С.Н. Канунников вчера подчеркнул «что «жизненно важно возродить в
российском обществе чувство истинного патриотизма как мдуховно-нравственную
и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные,
социально значимые качества»
30 апреля единый классный час был посвящен 70-летнему юбилею Победы,
«В боях отстояли Отчизну свою! Победные рубежи тюкалинцев», с
использованием подготовленной БУК «Центральная районная библиотека»
презентации и местного материала, собранного юными краеведами всех школ.
Каждая школа вносит свой вклад в проведение данного урока, добавляя
информацию о земляках. Общее количество участников около трех тысяч человек
На 10 муниципальных опорных и стажировочных площадок по
патриотическому воспитанию сконцентрирован богатый опыт школьной
жизнедеятельности по вопросам патриотизма, есть возможность его
позаимствовать и им поделиться с молодыми педагогами. «Продолжать изучение и
распространение лучших практик педагогов, занимающихся воспитанием детей»-
это еще один стратегический ориентир
Гражданско- патриотическое воспитание-это воздействие через систему
мероприятий на формирование гражданской позиции, правовой культуры,
в школах традиционны уроки России, Дни Флага, Дни героев Отечества, Дни
Воинской славы России, Дни солидарности в борьбе с терроризмом. На
торжественных линейках вносится флаг, звучит гимн, привычно стали звучать
песни о Тюкалинске
«Формирование выраженной в поведении нравственной традиции, способности
к сознательному выбору добра»
Кадетское движение как форма воспитательной работы распространено в
нашем районе.Ежегодно новые классы поддерживает традиции кадет , 8
кадетских классов объединяют порядка 100 человек. И пусть отчасти это игра, но
полезная, развивающая, с сохранением лучших традиций, адаптированная к
условиям современной школы. Девиз кадет «Честь имею!», приятно отметить, что
на выбор профессии выпускников кадетских классов в этом году повлияла это
«Кадетское воспитание» . 19 мая прошел очередной районный слет кадет. Кадеты
из Малиновской сош достойно выступили за наш район на областном слете кадет,
заняв 4 место, а ранее Кошкульские кадеты были приглашены на 200-летие
Омского кадетского корпуса.
«Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений
науки и на основе отечественных традиций»
Стратегия констатирует значимость в процессе воспитания всех ступеней
образования. В образовательной среде планируется создать условия для выявления
и поддержки талантливых детей, включения школьников в общественно-полезную
деятельность, приобщение к спорту, творчеству и культуре – в том числе, через
систему УДО. Нам есть чем гордиться — буквально на днях на 7 Слет способной и
талантливой молодежи Омской области пригласили 15 тюкалинских школьников-
призеров и победителей областного уровня (для сравнения- на 1 слете-1, на 3-5)
Почувствовать себя успешными, социально активными, значимыми могут на
занятиях в УДО, Дом детского творчества неизменный участник всех городских
мероприятий и творец самых креативных экспозиций, увлечь мальчишек
техническим творчеством и достигнуть победных высот способны профессионалы
СЮТ, активно занимаются экологическим воспитанием на СЮН, чтобы привить
любовь к здоровому образу жизни много усилий прилагают педагоги ДЮЦ. 74%
детей занимается в УДО, это действительно место для развития детской
одаренности, творческих детских инициатив.
Но потенциалом развития УДО является ресурсная и нормативная поддержка
обновления содержания дополнительного образования, улучшение материальной
базы, инновационная деятельность, дистанционные формы и сетевые модели
реализации программ дополнительного образования, создание действенных
механизмов поддержки одаренных детей на разных уровнях .
Поддержав идею создания киновидеостудий и школ юнкоров, около 60
видеофильмов были созданы педагогами и школьниками и представлены на 1 и 2
фестиваль «Сибирь — моя родина», ряд работ получили призы и даже стали
победителями .
Обозначена задача расширения воспитательных возможностей
информационных ресурсов,создание телекоммуникационных проектов, медиатек,
презентаций, проведение он-лайн-олимпиад, виртуальных экскурсий, Интернет-
сервисы, ведение школьных сайтов и учительских блогов – сегодня всему этому
есть место в школьной жизни, важно использовать это в ВР.
«Эффективное использование уникального российского культурного наследия,
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ»
В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025г. в
части приоритетов воспитания добавлена задача «формирование у детей чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России» и «развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского
познавательного туризма, музейной педагогики», что требует консолидации
усилий различных организаций и ведомств на всех уровнях.
Наряду с традиционными мероприятиями по фольклорным, обрядовым,
календарным праздникам, Дням национальной культуры, проводятся и особые
события. В рамках выполнения Долгосрочной целевой программы «Развитие
сферы туризма в Тюкалинском МР на 2013-2017 годы» комитет по образованию
реализует мероприятия по сохранению культурно-исторического наследия города
и района.
Следует отметить фольклорный фестиваль национальных культур «Венок
дружбы», шагнувший за рамки лицея на уровень межрайонного в котором около
сотни школьников разных национальностей были объединены общим волнением,
общим настроением, приятным общением, и учились культуре межнационального
общения.
На районной научно-практической конференции «Белые пятна Тюкалинской
истории», проводимой совместно с БУК «Тюкалинский историко-краеведческий
музей», подавляющее большинство составляют поисковые работы школьников и
их наставников, согласитесь глубина исследований поражают и восхищают!
«Школа ремесел» — мастера – педагоги дополнительного образования и школ
района- изготовила и передала новые предметы для экспозиции филиала историко-
краеведческого музея «Страницы военной истории»
Заслуживает внимание проект, реализуемый совместно с редакцией районной
газеты «Тюкалинский вестник». В рубриках «Классные вести», «Окно в прошлое»,
«Открытое письмо прадеду», «Семейный архив» публиковались проникновенные
материалы о земляках- участниках Великой Отечественной войны, результаты
совместного творчества детей и родителей. За два десятка лет стало привычным,
что интересные школьные события транслируются по телеканалу ГТРК-Омск.
Жаль, если мы этого лишимся.
Что касается консолидации усилий или по-просту социального партнерства, то
в условиях малого сибирского города осуществляется тесная взаимосвязь ОУ с
учреждениями культуры, КДЦ «Сибирь», музеем, Советом ветеранов, СМИ, ведь
без участия ОУ невозможно проведение массовых мероприятий любого уровня.
Стоит подчеркнуть, что в последние годы сотрудничество стало более тесным, и
организация межведомственного взаимодействия более эффективная. Именно
совместные многообразные усилия, комплексный подход к воспитанию, столь
важны в настоящее время подчеркнул вчера Дмитрий Викторович Диванов,
Министр образования и науки РФ.
«Формирование у детей позитивных жизненных ориентиров и планов»
Сформированная в результате реализации Стратегии личность, говорится в
документе, получится здоровой, счастливой, свободной и «ориентированной на
труд», при этом будет придерживаться принципов коллективизма и социальной
солидарности и «стабильной системы нравственных установок».
Такие мероприятия как «Умники и умницы», «Живая классика», фестиваль
«Красота спасет мир»,благотворительные акции «Спешите делать добро», День
добра, День здоровья, День леса, КВН и конкурсы агитбригад, а так же занятия
спортом, рукоделием или флористикой конечно, способствуют позитивному
настрою у детей, А уж занятия театральным искусством-это особое удовольствие.
Кстати, в этом году мы радуемся двум победам на областном уровне Сажинской
театральной студии «Садко», и лицейского театра. Отрадно отметить, что
Стратегии предусмотрено развитие музейной и театральной педагогики,
приобщение к классической литературе. Хочется, чтоб реализация потенциала
каждого ребенка в социально позитивных видах деятельности была максимально
возможна.
Стратегия развития воспитания – безусловно, важный документ: на ее
появление хочется реагировать оптимистично, но мы понимаем, что впереди
серьезная и кропотливая работа, и ключевым фактором успеха станет наши
объединенные усилия.
Удачи нам всем на этом непростом пути!
Спасибо за внимание!