Комитет по образованию Администрации
Тюкалинского муниципального района
П Р И К А З
от 22 октября 2014 г. № 150
Об организации работы с одарёнными детьми
в образовательных учреждениях
Тюкалинского муниципального района
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2006
№325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»,
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов, утверждённой Президентом РФ от 03.04.2012, приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013 №1345 «Об
утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам
которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в 2014
году», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
1252 от 18.11.2013 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийской
олимпиады школьников»
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Положение о работе с одарёнными детьми (Приложение 1).
2. Назначить муниципальным координатором по работе с одарёнными детьми
заместителя председателя комитета по образованию Тюкалинского
муниципального района Л.П. Демьяненко.
3. Информационно – методическому отделу КУ «ЦФИХО в СО» Н.В. Ильяш,
специалистам комитета по образованию (С.В Романчук, И.А Никулинская)
3.1. осуществлять методическую поддержку педагогических и руководящих
работников муниципальных образовательных учреждений по вопросам работы с
одарёнными детьми;
3.2. запланировать проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
детьми;
3.3. осуществлять методическое сопровождение мероприятий по выявлению и
поддержке одарённых детей, в т.ч. организацию и проведение: турниров,
конкурсов, выставок, спартакиад, олимпиад, соревнований, и т.п.;
3.4. оказывать методическую поддержку педагогам при разработке
индивидуальных образовательных программ для одарённых детей
3.5. размещать материалы по работе с одарёнными детьми на сайте Ресурсного
центра
3.6. обеспечить рассмотрение на заседаниях методических объединений вопросов
выявления и поддержки одарённых детей.
4. Руководителям муниципальных образовательных
4.1. назначить ответственного за реализацию мероприятий по выявлению и
поддержке одарённых детей, в образовательном учреждении;
4.2. обеспечить предоставление сведений о результатах участия в различных
внеучебных мероприятиях и достижениях обучающихся к 25 числу ежемесячно;
4.3. корректировать программы и тематические планы, включая мероприятия по
работе с одарёнными детьми;
4.4. обеспечить организацию индивидуальной работы с одарёнными детьми,
подготовку обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и
т.п. различных уровней;
4.5. предусмотреть меры поощрения и стимулирования одарённых детей.
5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Л.П. Демьяненко,
заместителя председателя комитета по образованию
Председатель комитета по образованию Т.П. Романчук
к приказу №150 от 22.10.2014г
Положение
о работе с одарёнными детьми
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
№273–ФЗ от 29.12.2012 г.;
Указа Президента Российской Федерации от 06.04.2006 №325 «О мерах
государственной поддержки талантливой молодёжи»;
Федеральной целевой подпрограммы «Одарённые дети» в рамках
Президентской Программы «Дети России», утверждённой Правительством РФ от
03.10.2002;
Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989;
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов, утверждённой Президентом РФ 03.04.2012;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.12.2013 №1345 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных
мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки
талантливой молодежи в 2014 году»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
1252 от 18.11.2013 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийской
олимпиады школьников»
1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий
уровень развития каких-либо способностей ребёнка в одном или нескольких
видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его
пребывания в образовательном учреждении.
2. Цели и задачи работы с одарёнными детьми.
Цель – создание условий для оптимального развития детей; повышение
качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных
способностей, улучшение условий социальной адаптации обучающихся и
воспитанников.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых
2. Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик,
3. Составление индивидуально-ориентированных программ одарённых
детей;
определение типов одарённости обучающихся и воспитанников;
обучающихся и воспитанников. Отбор средств обучения,
4. Поощрение обучающихся, воспитанников и педагогов за достигнутые
способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности, научно-исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;
результаты.
3. Принципы работы с одарёнными детьми:
— Индивидуализация обучения и воспитания;
— Принцип опережающего обучения;
— Принцип комфортности в любой деятельности;
— Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей обучающихся и воспитанников;
— Возрастание роли внеурочной деятельности;
— Принцип развивающего обучения.
4. Участники реализации данного Положения:
Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального
района, муниципальные образовательные учреждения;
руководители и заместители руководителей муниципальных
образовательных учреждений;
руководители методических объединений;
учителя-предметники;
классные руководители;
воспитатели и музыкальные руководители дошкольных образовательных
учреждений;
педагоги учреждений дополнительного образования детей;
руководители кружков и секций.
5. Функциональное обеспечение данного Положения.
Организация работы.
1.Работа с одарёнными детьми ведётся по трём направлениям: работа с
детьми, работа с родителями и работа с педагогическими кадрами.
Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в
форме кружков, секций, предметных олимпиад, предметных недель, турниров,
конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках и т.п. Сопровождение
работы с одарёнными детьми осуществляют воспитатели, учителя-предметники,
педагоги дополнительного образования,классные руководители, руководители
кружков и секций.
Используются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии;
исследовательские, проектные методы, компетентностный подход.
2. Работа с родителями осуществляется руководителем образовательного
учреждения и его заместителями, воспитателями, учителями-предметниками,
классными руководителями, руководителями кружков и секций.
Работа с родителями детей, имеющих ярко выраженные способности,
проводится в форме консультаций и бесед, отчётных мероприятий, наглядной
психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования,
тестирования.
3. Работа с кадрами направлена на повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми.
Работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных,
групповых, индивидуальных.
Функции:
1. Функции Комитета по образованию Администрации Тюкалинского
муниципального района и информационно – методического отдела КУ «ЦФИХО
в СО»:
— Разработка нормативной документации по работе с одарёнными детьми;
— Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией данного Положения;
— Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
детьми;
— Координация действий учителей и педагогов, работающих с одарёнными
детьми;
— Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых детей;
— Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте Ресурсного
центра;
-Ведение банка данных по одарённым детям.
2. Функции руководителя и заместителя руководителя образовательного
учреждения:
— Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по
работе с одарёнными детьми;
— Контроль выполнения годового плана участниками образовательного процесса;
— Консультационная работа с родителями одарённых детей;
— Применение мер поощрения и стимулирования одарённых детей и педагогов.
3. Функции педагогических работников и учителей-предметников:
— Выявление одарённых детей. Ведение банка данных одарённых детей;
— Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными
детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-
исследовательского уровней;
— Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
— Подготовка учащихся и воспитанников к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям различных уровней (школьного, муниципального, регионального,
Всероссийского, международного);
-Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для
рассмотрения на ежегодной конференции педагогической общественности;
— Оформление материалов работы с одарёнными детьми
— Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности;
— Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.
4. Функции классных руководителей:
— Ведение учёта занятий учащихся в объединениях по интересам (кружки, секции
и др.), результативность участия в мероприятиях одарённых детей;
— Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации
одарёнными детьми класса своих способностей.
5. Функции руководителей кружков и секций:
— Выявление одарённых детей. Ведение банка данных одарённых детей;
— Обеспечение участия одарённых детей в проводимых мероприятиях и конкурсах
различного уровня;
— Организация итоговых творческих отчётов детей.
— Консультирование родителей.
6. Документация по работе с одарёнными детьми:
для административной группы — годовой план с включением для
рассмотрения вопросов работы с одарёнными детьми;
для учителей-предметников — банк данных на одарённых детей своего
класса; индивидуальные планы работы с детьми, имеющими ярко выраженные
способности;
для руководителей кружков и секций — банк данных на одарённых детей в
области их компетенции; планы работы с детьми и родителями, диагностический
материал;
для классных руководителей — банк данных на одарённых детей своего
класса; индивидуальные планы работы с детьми, имеющими ярко выраженные
способности; занятость в учреждениях дополнительного образования, результаты
анкетирования родителей, портфолио достижений ребенка.
Рекомендуемая документация:
перспективные планы досугов и развлечений, выставок, смотров, конкурсов
и олимпиад;
методические материалы: консультации для педагогов и родителей,
варианты анкет, пакет диагностических методик, проекты занятий, досугов,
презентаций и пр.;
творческие отчеты учителей из опыта работы с одарёнными детьми;
творческие отчеты кружков и спортивных секций;
мониторинг динамики развития.