Выявление и повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов малокомплектных школ в рамках мероприятий Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района по созданию сетевого обучения

Цель: Создание сетевого обучения в Тюкалинском муниципальном районе.

Задачи:

1. Выявление уровня ИКТ-компетентности педагогов удалённых малокомплектных школ методом онлайн-опроса и дистанционного практического занятия;

2. Выявление проблем в ИКТ-компетентности педагогов;

3. Развитие практических навыков работы на образовательном портале дистанционного обучения school.omgpu.ru на платформе Moodle и дальнейшего их использования на портале дистанционного обучения Омской области для организации сетевого обучения (реализация регионального плана на муниципальном уровне).

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства сельской малокомплектной школы в процессе внедрения дистанционных технологий

Содержание:

  1. Анонимное анкетирование педагогов малокомплектных школ с помощью Google-форм (https://docs.google.com/forms/d/1RhBTZIZCwoQ6FxjNtooXDBazRcp1g6kmN9bNWqNaDy8/viewform?edit_requested=true). Таблица с результатами анкетирования https://docs.google.com/spreadsheets/d/1p1xlo6AQNrEoRlgmrvmGRL5L0vwlggef7l3kfsoPR0k/edit#gid=948581708 (17.10.2019).
  2. Выявление практических навыков работы с электронными ресурсами путём привлечения педагогов, имеющих затруднения в области ИКТ, к апробации дистанционного курса по повышению ИКТ-компетентности «Обработка текстовой информации с помощью редактора MS Office Word-2007» на платформе Moodle (https://school.omgpu.ru/course/view.php?id=1629); рефлексия по его завершению.
  3. Анализ полученных результатов.
  4. Выявление проблем.
  5. Разработка программы по повышению ИКТ-компетентности педагогов.
  6. Реализация программы.
  7. Внедрение сетевого обучения.

Результаты анкетирования

По результатам анкетирования 88 педагогов 97,7% имеют дома компьютер, подключённый к сети Интернет. 98,8% педагогов используют ДО в своей практике:

  • 79,1% — видеолекции и вебинары;
  • 45,3% — консультации;
  • 41,9% — контрольные работы;
  • 38,4% — зачёты, экзамены;
  • 23,3% — инструкции;
  • 5,8% — лабораторные занятия;
  • 1,2% — методические рекомендации;
  • 1,2% — не использую.

Основные причины использования ДОТ в организации обучения педагогов — невозможность использования очного образования.

Больше половины педагогов считают положительным влияние ДО на повышение эффективности работы при наличии хороших каналов связи, 39,8 процентов – при условии хороших методик, около 7 % сомневаются в положительном влиянии ДО, и 2% педагогов не видят в нём положительного влияния на повышение эффективности работы.

Достоинства ДО в глазах педагогов:

  1. Возможность обучения вне стен учебного заведения (67%);
  2. Использование современных технологий (61,4%);
  3. Индивидуальный темп обучения (58%);
  4. Индивидуальный гибкий график обучения (48,9%).

59,1 % педагогов предпочли бы для организации своего обучения традиционную систему с элементами дистанционного образования; 26,1% — дистанционную форму; 14,8% — традиционная классно-урочная система без дистанционной поддержки.

Основными трудностями в дистанционном обучении большинство педагогов считают плохую оснащённость компьютерами, подключённых к Интернет в школе и недостаточное владение педагогами компьютерными технологиями.

Результаты практической работы

Для прохождения онлайн-курса Комитет по образованию АТМР запросил по 1-2 педагога от сельских школ района (не учителя информатики), имеющих затруднения в области ИКТ. Школы, в которые поступал запрос:

  1. МОБУ «Атрачинская сош».
  2. МОБУ «Бекишевская сош»;
  3. МОБУ «Белоглазовская сош»;
  4. МОБУ «Кабырдакская сош»;
  5. МОБУ «Коршуновская сош»;
  6. МОБУ «Малиновская сош»;
  7. МОБУ «Нагибинская сош»;
  8. МОБУ «Никольская сош»;
  9. МОБУ «Новокошкульская сош»;
  10. МОБУ «Октябрьская сош»;
  11. МОБУ «Сажинская сош»;
  12. МОБУ «Троицкая сош»;
  13. МОБУ «Хуторская сош»;

Школы, принявшие участие в апробации дистанционного курса:

  1. МОБУ «Октябрьская сош»;
  2. МОБУ «Коршуновская сош»;
  3. МОБУ «Троицкая сош»;
  4. МОБУ «Бекишевская сош»;
  5. МОБУ «Никольская сош»;
  6. МОБУ «Сажинская сош» (2 педагога).

В апробации дистанционного курса на портале школа приняли участие 6 школ в количестве 7 педагогов. Из них:

  • Один педагог ограничился регистрацией на портале и записью на курс;
    • Один педагог приступил к прохождению лекции, не закончил её, и больше никакой активности не наблюдалось;
    • Один педагог ограничил свою активность на курсе выполнением контрольного теста из пяти вопросов на «Отлично»;
    • Из трёх представленных практических работ №1 одна работа не соответствовала требуемым условиям, а две другие требовали доработки.
    • Обе представленные практические работы №2 требуют доработки.

Рефлексия участников ДК

Фамилия Имя Адрес электронной почты
Вариант ответа
Илья Муромцев iljamuromcev@gmail.com Еще не ответили
Матвеева Галина galina.matveeva.1982@mail.ru Еще не ответили
Овсянникова Марина arutyu-nyan@mail.ru Еще не ответили
Приходькина Тамара shkolnikolskay@yandex.ru Еще не ответили
Самсонова Лилия Kovaleva-Liya92@mail.ru Еще не ответили
Сидорова Марина sidorova364@gmail.com Курс интересен, нагляден. Много интересной информации!
Терещенко Евгения schkola.troitzkaya@yandex.ru Курс интересен, нагляден. Много интересной информации!

Вывод:

У многих педагогов есть проблемы с подключением по каналам связи и плохая оснащённость компьютерной техникой образовательных учреждений.

Практическая работа выявила множество проблем в ИКТ-компетентности педагогов и показало их неготовность к реализации сетевого обучения. Отсюда следует, что требуется разработка программы по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов на муниципальном уровне для подготовки и реализации Сетевого обучения.