Приложение 1 к приказу №107 от 31.08. 2016 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее — МСОКО) разработано в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образовательных организаций, усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений в соответствии с п.4 ст. 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее — положение) устанавливает единые требования при реализации муниципальной системы оценки качества образования на территории Тюккалинского муниципального района.
1.3. Система оценки качества образования на муниципальном уровне направлена:
— на обеспечение единого образовательного пространства;
— на повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг;
— принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования с расширением общественного участия;
— предоставления всем участникам образовательного процесса достоверной информации о качестве образования в муниципальной системе образования.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
— качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
— оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения,
— муниципальная система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательных организаций, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
— экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
— измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния муниципальной системы образования и изучение динамики ее развития.
2. Цели, задачи, принципы и направления МСОКО:
2.1. Целью МСОКО является:
— формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в муниципальном районе;
— получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
— повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием.
2.2. Основными задачами МСОКО являются:
2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
2.2.2. информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга на уровне образовательной организации и муниципальной системы образования;
2.2.3. разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
2.2.4. определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
2.2.5. выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
2.2.6. организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических и руководящих кадров, мониторинга и образовательной статистики муниципальной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся;
2.2.7. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
2.2.8. определение рейтинга образовательных организаций;
2.2.9. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования муниципальной службы образовательной статистики и мониторинга качества образования;
2.2.10. привлечение общественности к независимой оценке качества образования на всех уровнях общего и дополнительного образования.
2.3. В основу МСОКО положены следующие принципы:
— объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
— открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
— оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования ;
— сопоставимость системы показателей с региональными, федеральными;
— доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
— соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.4. К основным направлениям МСОКО относятся:
— мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
— мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся;
— включенность общественной экспертизы;
— мониторинг состояния воспитательной работы в образовательных организациях;
— обеспечение информационно-методического и организационно-технического сопровождения муниципальной системы оценки качества образования.
2.5. Объекты оценки:
— деятельность образовательных организаций муниципального района;
— учебные и внеучебные достижения обучающихся;
— образовательные программы и условия их реализации;
— продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.
2.7. Предмет оценки:
— качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту);
— качество условий образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательных организациях; качество условий реализации образовательных программ);
— эффективность управления образованием.
3. Функционирование МСОКО осуществляется посредством следующих процедур:
— государственная (итоговая), промежуточная аттестация обучающихся;
— контрольно-инспекционная деятельность;
— проведение мониторинговых статистических исследований;
— организация сбора, обработка и хранения информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования.
4. Общественное участие в оценке и контроле качества образования.
4.1. МСОКО предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
4.2. Общественное участие в оценке качества образования продиктовано следующими намерениями:
— повышения открытости образования за счет информирования потребителей образовательных услуг о результатах деятельности системы образования;
— обеспечения проведения внешней независимой оценки деятельности образовательных организаций, достижений обучающихся.
4.2. Придание гласности результатам оценки качества образования осуществляется в следующих формах:
— информирование участников образовательных отношений о результатах оценки качества образования;
— информирование общественности посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на муниципальном уровне о результатах оценки качества образования.
5. Функциональная характеристика МСОКО:
5.1. Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района:
— разрабатывает мероприятия по оценке качества;
— формирует муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
— проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
— проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучащихся в муниципальных образовательных организациях и формирует предложения по их совершенствованию;
— организует и проводит государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории муниципального района, готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого государственного экзамена;
— использует результаты мониторинговых исследований в рамках МСОКО для определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов;
-принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
6. Реализация МСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:
— мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
— анализом творческих достижений обучающихся;
— результатами аттестации педагогических и руководящих работников;
— результатами статистических и социологических исследований.
7. Итоги муниципальной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте комитета по образованию. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
8. Придание гласности результатам оценки качества образования обеспечивается путем предоставления информационных материалов для руководящих и педагогических работников образовательных организаций; информирования общественности посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций.