Модель муниципальной системы оценки качества образования
Тюкалинского муниципального района Омской области.
- I. Общие положения
1.1 Стратегической целью в сфере образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.[1]
Для реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условия[2] важнейшим является создание современной системы оценки качества образования, направленной на получение объективной, необходимой и достаточной информации для принятия эффективных управленческих решений, на обеспечение и повышение качества образования муниципальных систем образования.[3]
В условиях сложившейся системы оценки качества образования:
статистическое наблюдение;
внешняя экспертиза деятельности ОО при прохождении процедуры лицензирования и государственной аккредитации;
проверка выполнения образовательными организациями законодательства, нормативно закрепленных норм, стандартов и требований к безопасным условиям, к осуществлению образовательной деятельности надзорными органами;
установление уровня обученности и выполнения требований государственного образовательного стандарта в ходе итоговой государственной аттестации выпускников 9 и 11 классов;
международные исследования (в отношение отдельных школ);
всероссийские проверочные работы;
мониторинги регионального уровня;
независимая оценка качества организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
ориентируясь на научно — методические статьи, имеющийся опыт коллег, в том числе из других регионов, нами предпринята попытка представить Модель муниципальной системы оценки качества образования Тюкалинского муниципального района.
Для единого понимания предлагаются следующие понятия:
Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.[4]
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, элементов образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных организациях, муниципальных системах образования и региональной системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных правовых документах, регламентирующих качество образования.
Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Данная модель муниципальной системы оценки качества образования (далее — МСОКО) устанавливает цели, задачи, структуру МСОКО в системе образования Тюкалинского муниципального района; направлена на выработку единых требований к организации и технологии оценки качества образования в районе.
МСОКО применяется в отношении образовательных организаций, реализующих программы общего образования на первоначальном этапе, далее дошкольные программы и дополнительные образовательные программы.
МСОКО Тюкалинского муниципального района предусматривает преемственность, согласование с внешней контрольно-оценочной системой.
1.2 Цель МСОКО – получение и обработка всесторонней информации о качестве образования в образовательных организациях при сопоставимости результатов мониторингов и исследований разных уровней, о состоянии муниципальной системы в целом, выявление деятельности, соответствующей инновационным технологиям,
создание базы для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием, повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся,
1.3 Задачи МСОКО
— систематизация и разработка нормативно — правовой основы развития муниципальной системы оценки качества образования;
— информационное, аналитическое обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;
— формирование культуры оценки качества образования на уровне района и образовательных организаций через единство требований в области оценки качества образования, педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
— выявление факторов, влияющих на качество образования;
— оценка уровня индивидуальных образовательных достижений;
— оценка состояния и эффективности управленческой деятельности в образовательных организациях и комитете по образованию;
— определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
— обеспечение преемственности, интеграции, взаимодополнения инструментов и результатов оценки качества регионального, муниципального, институционального уровней;
— переход на единые информационные системы;
— расширение возможности включения потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления.
II.Структура МСОКО
Организационный механизм функционирования МСОКО определяется функционалом специалистов комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района, информационно – методического отдела КУ «ЦФХИО в СО» при взаимодействии с Общественным советом по независимой оценке, Советом руководителей ОО, представителями общественных организаций, органов государственно –общественного управления.
2.1 Субъекты МСОКО:
Министерство образования и науки РФ;
Министерство образования Омской области;
Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района, органы государственно – общественного управления;
Образовательные организации.
2.2 Объекты МСОКО:
образовательные организации
образовательные программы
индивидуальные достижения обучающихся
педагогические и руководящие работники.
В рамках МСОКО учитывается внутренняя и внешняя оценка качества образования.
Внешняя проводится на региональном и муниципальном уровне, в том числе и независимая оценка.
Внутренняя — образовательными организациями, обязательно самообследование.
2.3 Пользователи или потребители результатов деятельности-
педагогические коллективы;
органы управления образованием;
образовательные организации;
органы законодательной, исполнительной власти;
общественные организации;
организации и ведомства, взаимодействующие с организациями образования в вопросах воспитания, дополнительного образования.
III. Компоненты, процедуры, инструментарий оценки качества образования
Вектор МСОКО — запросы заказчика и потребителя, определение целей и задач, определение субъектов и объектов оценки; выбор процедур, определение показателей и индикаторов, принятие управленческих решений на основе анализа полученных результатов.
3.1 Муниципальная система оценки качества образования включает следующие компоненты:
Система сбора и обработки информации. Представляет собой единое информационное пространство, в которое включено каждое образовательное учреждение муниципальной сети. Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующим регламентом, циклограммой сбора информации.
Система анализа и оценки качества образования. Предполагает стандартизацию показателей оценки качества. Предусматривается создание необходимого диагностического инструментария для оценки образовательных достижений и условий их обеспечения, а также апробация и распространение уже имеющегося инструментария.
Система адресного обеспечения статической и аналитической информацией. Информация о качестве образования может публиковаться в ежегодных докладах соответствующего уровня (публичные доклады). Информация может размещаться на сайте комитета по образованию и образовательных учреждений. В образовательные учреждения информация поступает в обязательном порядке в виде аналитических справок; может предоставляться в Совете депутатов района, на коллегию Администрации района.
3.2 Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, показателей (индикаторов), характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий образовательной деятельности, качество образовательной деятельности и качество результатов образовательной деятельности).
3.3 Процедурами МСОКО в оценке качества обеспечения условий образовательной деятельности являются:
процедуры регламентации деятельности образовательных организаций;
мониторинги исследования качества образования;
оценка профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников;
независимая оценка качества.
3.4 Оценка эффективности муниципальной образовательной системы осуществляется на основании оценки условий, созданных для деятельности образовательных организаций и достигнутых результатов. При проведении оценочных процедур предполагается кластерный подход, при котором образовательные организации группируются по ряду характеристик, равнозначные объекты оценки входят в один кластер.
3.5 Оценка качества условий образовательной деятельности в образовательных организациях, осуществляется через процедуры оценивания кадрового, нормативно- правового, учебно — материального обеспечения; информационной открытости; комфортности условий; удовлетворенности качеством образовательной деятельности.
3.6 Оценка и контроль качества образовательной деятельности образовательных организаций включает процедуры оценки качества образовательных программ, применяемых форм обучения, образовательных технологий, методик обучения и воспитания.
3.7 Оценка качества результатов образовательной деятельности включает следующие процедуры:
Международные исследования качества образования;
Национальные исследования качества образования;
Всероссийские проверочные работы;
государственная итоговая аттестация;
мониторинги и исследования качества образования регионального, муниципального уровней.
3.8 Оценка профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников (аттестация) проводится с учетом данных МСОКО, результатов региональной системы оценки качества.
3.9 Инструментарий проведения процедур оценки качества, используемых на муниципальном уровне
3.9.1 Деятельность руководителей оценивается на основе 6 критериев по 21 показателю.
3.9.2 Уровень качества деятельности образовательных учреждений определяется критериями и показателями согласно Постановлению Администрации Тюкалинского муниципального района № 26/4 от 04.04.2014г.
3.9.3 Образовательные достижения выпускников оцениваются на основе данных итоговой аттестации, для других используются оценочные процедуры, разработанные комитетом совместно со школьными координаторами; результативность участия в мероприятиях, организованных Министерством образования Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта. При разработке оценочных процедур используется потенциал членов методических объединений.
3.9.4 Одна из оценочных процедур – контрольная работа по химии в 8 классе.
Подготовка и организация проводится в следующем порядке:
Комитет по образованию
- Готовит регламентирующие акты — приказ о проведении оценки качества( на основании Положения о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района, утверждено приказом комитета по образованию № 107 от 31.08.2016 года, согласно плану – графику проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района).
2.Определяет лиц, ответственных за проведение оценочной процедуры.
- Формируются КИМ.
- Осуществляется тиражирование.
- Определяется порядок проверки.
- Информация доводится до сведения участников образовательных отношений.
7.Уточняется список присутствующих представителей общественности по каждой школе.
Образовательное учреждение
- Определяет лиц, ответственных за проведение процедуры оценивания.
- Обеспечивает проведение оценочной процедуры.
- Обеспечивает присутствие общественных наблюдателей.
Проведение оценочной процедуры
1.Оценочная процедура проводится в единый день для всех учреждений района.
2.КИМ для проведения передаются накануне. Каждый обучающийся получает индивидуальный лист с заданием и бланк ответов.
- Результаты оформляются в виде общего протокола, осуществляется качественный анализ.
- Выстраивается рейтинг. Выявляются педагоги, чья деятельность соответствует инновационным технологиям.
- Результаты обсуждаются на методобъединениях, совещаниях руководителей. Принимаются управленческие решения. Рассматривается возможность стимулирования учителя.
- IV. .Анализ и использование результатов оценки
4.1 Результаты оценки используются при планировании проведении контрольных процедур.
4.2 Результаты оценки используются для принятия управленческих решений на институциональном, муниципальном уровнях управления образованием.
4.3 Информация о качестве образования размещается на официальных сайтах комитета, образовательных организаций.
- Обеспечение функционирования МСОКО
Ресурсная составляющая МСОКО включает нормативно-правовое, материально –техническое, финансовое и информационно- методическое обеспечение.
5.1 Нормативно-правовое обеспечение МСОКО должно включить в себя единый комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования системы оценки качества образования и обеспечивающих взаимосвязь между всеми её элементами.
5.2 Нормативно-правовая база может включать в себя разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций , осуществляющих оценку качества образования; порядок оценки качества образования ( процедуру и технологию); порядок сбора , обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней и др.
5.3 Материально – техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур МСОКО на всех уровнях.
5.4 Финансовое обеспечение МСОКО осуществляется за счет бюджетных средств в рамках текущего финансирования.
5.5 Информационно- методическое сопровождение МСОКО предназначено для широкого информирования потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц ( структур), общественности о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается посредством публикаций аналитических материалов о состоянии качества образования в муниципальном районе, в том числе размещение материалов на сайте комитета по образованию.
Являясь координатором и частично исполнителем функции региональной системы оценки качества, муниципальные органы образования и подведомственные им структуры выполняют не столько контрольно – надзорные функции, сколько готовят (натаскивают) образовательные учреждения к тому, чтобы качество их образовательной деятельности соответствовало требованиям; не сформирована культура достоверной оценки качества
Формирующаяся МСОКО позволит повысить уровень ответственности руководителей и педагогов за результаты, минимизировать на первоначальном этапе, а далее исключить искажение их.
В рамках развития МСОКО возможна разработка единой информационной сети, что позволит привести к уменьшению ресурсных затрат, в том числе перегрузки обучающихся и учителей, к использованию нового поколения учебных материалов; Развитие МСОКО способствует формирования опыта межмуниципального взаимодействия, что позволяет прогнозировать совместную успешную реализацию проектов ФЦПРО.
[1]Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утверждённая постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295
[2] Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 августа 2016 г. N 2322-05 «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2016-2017 годы»
[3] Положение о конкурсе муниципальных систем оценки качества образования, утверждено ректором БОУ ДПО « ИРООО»
[4] П.29 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 №273-ФЗ