Модель МСОКО

Модель муниципальной системы оценки качества образования

Тюкалинского муниципального района Омской области.

  1. I. Общие положения

1.1 Стратегической целью в сфере образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.[1]

Для  реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условия[2] важнейшим является создание современной системы оценки качества образования, направленной на  получение объективной, необходимой и достаточной информации для принятия эффективных управленческих  решений,  на обеспечение и повышение качества образования муниципальных систем образования.[3]

В условиях сложившейся системы оценки качества образования:

статистическое наблюдение;

внешняя экспертиза деятельности ОО при прохождении процедуры лицензирования и государственной аккредитации;

проверка выполнения образовательными организациями законодательства, нормативно закрепленных норм, стандартов и требований к безопасным условиям, к осуществлению образовательной деятельности надзорными органами;

установление уровня обученности и выполнения требований государственного образовательного стандарта в ходе итоговой государственной аттестации выпускников 9 и 11 классов;

международные исследования (в отношение отдельных школ);

всероссийские проверочные работы;

мониторинги регионального уровня;

независимая оценка качества организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

ориентируясь на научно — методические статьи, имеющийся опыт коллег, в том числе из других регионов, нами предпринята попытка представить Модель муниципальной системы оценки качества образования Тюкалинского муниципального района.

Для единого понимания предлагаются следующие понятия:

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.[4]

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений  обучающихся, качества образовательных программ, элементов  образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных организациях, муниципальных системах образования и региональной системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных правовых  документах, регламентирующих  качество образования.

 Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Данная модель муниципальной системы оценки качества образования (далее —  МСОКО) устанавливает цели, задачи, структуру МСОКО в системе образования Тюкалинского  муниципального района; направлена на  выработку единых требований к организации и технологии оценки качества образования  в районе.

МСОКО применяется в отношении образовательных организаций, реализующих программы общего образования на первоначальном этапе, далее  дошкольные программы  и дополнительные  образовательные программы.

МСОКО Тюкалинского муниципального района предусматривает преемственность,  согласование с внешней контрольно-оценочной системой.

1.2 Цель МСОКО – получение и обработка всесторонней информации о качестве образования в образовательных организациях при сопоставимости результатов мониторингов и исследований разных уровней,  о состоянии муниципальной системы в целом, выявление деятельности, соответствующей инновационным технологиям,

создание базы для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием, повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся,

1.3 Задачи МСОКО

— систематизация и разработка нормативно  — правовой основы развития муниципальной системы оценки качества образования;

— информационное, аналитическое обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;

— формирование культуры оценки качества образования на уровне района и  образовательных организаций через единство требований в области оценки качества образования, педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;

— выявление факторов, влияющих на качество образования;

— оценка  уровня индивидуальных образовательных достижений;

— оценка состояния и эффективности управленческой деятельности в образовательных        организациях  и комитете по образованию;

— определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

— обеспечение преемственности, интеграции, взаимодополнения инструментов и  результатов оценки качества регионального, муниципального, институционального уровней;

— переход на единые информационные системы;

— расширение возможности  включения  потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления.

II.Структура МСОКО

Организационный механизм функционирования МСОКО определяется функционалом специалистов комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района,   информационно – методического отдела КУ «ЦФХИО в СО»  при взаимодействии с Общественным советом по независимой оценке, Советом руководителей ОО, представителями общественных организаций, органов государственно –общественного управления.

2.1 Субъекты МСОКО:

Министерство образования и науки РФ;

Министерство образования Омской области;

Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района, органы государственно – общественного управления;

Образовательные организации.

2.2 Объекты МСОКО:

образовательные организации

образовательные программы

индивидуальные достижения обучающихся

педагогические и руководящие работники.

В рамках МСОКО учитывается внутренняя и внешняя оценка качества образования.

Внешняя проводится на региональном и муниципальном уровне, в том числе и независимая оценка.

Внутренняя — образовательными организациями, обязательно самообследование.

2.3 Пользователи или  потребители результатов деятельности-

педагогические коллективы;

органы управления образованием;

образовательные организации;

органы законодательной, исполнительной власти;

общественные организации;

организации и ведомства, взаимодействующие с организациями образования в вопросах воспитания, дополнительного образования.

III. Компоненты, процедуры, инструментарий оценки качества образования

Вектор МСОКО — запросы заказчика и потребителя, определение целей и задач, определение субъектов и объектов оценки; выбор процедур, определение показателей и индикаторов, принятие управленческих решений на основе анализа  полученных результатов.

3.1 Муниципальная  система оценки качества образования включает следующие компоненты:

Система сбора и  обработки информации. Представляет собой единое информационное пространство, в которое включено каждое образовательное учреждение муниципальной сети. Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующим регламентом, циклограммой сбора информации.

Система анализа и оценки качества образования. Предполагает стандартизацию показателей оценки качества. Предусматривается создание необходимого диагностического инструментария для оценки образовательных достижений и условий их обеспечения, а также апробация и распространение уже имеющегося инструментария.

Система адресного обеспечения статической и аналитической информацией. Информация о качестве образования может публиковаться в ежегодных докладах соответствующего уровня (публичные доклады). Информация может размещаться на сайте комитета по образованию и образовательных учреждений. В образовательные учреждения информация поступает в обязательном порядке в виде аналитических справок; может предоставляться в Совете депутатов района,  на коллегию Администрации района.

3.2 Оценка качества образования осуществляется на основе  системы критериев, показателей (индикаторов), характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий образовательной деятельности, качество образовательной деятельности и качество результатов образовательной деятельности).

3.3 Процедурами МСОКО в оценке качества обеспечения условий образовательной деятельности являются:

процедуры регламентации деятельности образовательных  организаций;

мониторинги исследования качества образования;

оценка профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников;

независимая оценка качества.

3.4 Оценка эффективности муниципальной образовательной системы осуществляется на основании оценки условий, созданных для деятельности образовательных организаций и достигнутых результатов. При проведении оценочных процедур  предполагается кластерный подход, при котором образовательные организации группируются по ряду характеристик, равнозначные объекты оценки входят в один кластер.

3.5 Оценка качества условий образовательной деятельности в образовательных организациях, осуществляется через процедуры оценивания кадрового, нормативно- правового, учебно — материального обеспечения; информационной открытости; комфортности условий; удовлетворенности качеством образовательной деятельности.

3.6 Оценка и контроль качества образовательной деятельности образовательных организаций включает процедуры  оценки качества образовательных программ, применяемых форм обучения, образовательных технологий, методик обучения и воспитания.

3.7 Оценка качества результатов образовательной деятельности включает следующие процедуры:

Международные исследования качества  образования;

Национальные исследования качества образования;

Всероссийские проверочные работы;

государственная итоговая аттестация;

мониторинги и исследования качества образования регионального, муниципального уровней.

3.8 Оценка профессиональной деятельности педагогических   и руководящих работников (аттестация) проводится с учетом данных МСОКО, результатов региональной системы оценки качества.

3.9 Инструментарий проведения процедур оценки качества, используемых на муниципальном уровне

3.9.1 Деятельность руководителей    оценивается на основе 6 критериев по 21 показателю.

3.9.2 Уровень качества деятельности образовательных учреждений определяется критериями и показателями согласно Постановлению Администрации Тюкалинского муниципального района № 26/4 от 04.04.2014г.

3.9.3  Образовательные достижения выпускников оцениваются на основе  данных итоговой аттестации, для других используются оценочные процедуры, разработанные комитетом совместно со школьными координаторами; результативность участия в мероприятиях, организованных Министерством образования Омской области,  Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта. При разработке оценочных процедур  используется потенциал членов методических объединений.

3.9.4  Одна из оценочных процедур – контрольная работа по химии в 8 классе.

Подготовка и организация  проводится в следующем порядке:

Комитет по образованию

  1. Готовит регламентирующие акты — приказ о проведении оценки качества( на основании Положения о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района, утверждено приказом комитета по образованию № 107 от 31.08.2016 года, согласно плану – графику проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования в образовательных организациях Тюкалинского муниципального района).

2.Определяет лиц, ответственных за проведение оценочной процедуры.

  1. Формируются КИМ.
  2. Осуществляется тиражирование.
  3. Определяется порядок проверки.
  4. Информация доводится до сведения участников образовательных отношений.

7.Уточняется список присутствующих представителей общественности по каждой школе.

Образовательное учреждение

  1. Определяет лиц, ответственных за проведение процедуры оценивания.
  2. Обеспечивает проведение оценочной процедуры.
  3. Обеспечивает присутствие общественных наблюдателей.

Проведение оценочной процедуры

1.Оценочная  процедура проводится в единый день для всех учреждений района.

2.КИМ для проведения передаются  накануне. Каждый обучающийся получает индивидуальный лист с заданием и  бланк ответов.

  1. Результаты оформляются в виде общего протокола, осуществляется качественный анализ.
  2. Выстраивается рейтинг. Выявляются педагоги, чья деятельность соответствует инновационным технологиям.
  3. Результаты обсуждаются на методобъединениях, совещаниях руководителей. Принимаются управленческие решения. Рассматривается возможность стимулирования учителя.
  4. IV. .Анализ и использование результатов оценки

4.1 Результаты оценки используются при планировании проведении контрольных процедур.

4.2 Результаты оценки используются для принятия управленческих решений на институциональном, муниципальном уровнях управления образованием.

4.3 Информация о качестве образования размещается на официальных сайтах комитета, образовательных организаций.

  1. Обеспечение функционирования МСОКО

Ресурсная составляющая МСОКО включает нормативно-правовое, материально –техническое, финансовое и информационно- методическое обеспечение.

5.1 Нормативно-правовое обеспечение МСОКО должно включить в себя единый комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования системы оценки качества образования  и обеспечивающих взаимосвязь между всеми её элементами.

5.2 Нормативно-правовая база может включать в себя разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций , осуществляющих оценку качества образования; порядок  оценки качества образования ( процедуру и технологию); порядок сбора , обработки, систематизации,  хранения и   публикации данных о качестве образования; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней и др.

5.3 Материально – техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур МСОКО на всех уровнях.

5.4 Финансовое обеспечение МСОКО осуществляется  за счет бюджетных средств в  рамках текущего финансирования.

5.5  Информационно- методическое сопровождение МСОКО предназначено для широкого информирования потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц ( структур), общественности о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается посредством публикаций аналитических материалов о состоянии качества образования в муниципальном районе, в том числе размещение материалов на сайте комитета по образованию.

Являясь координатором и частично  исполнителем функции региональной системы оценки качества, муниципальные органы образования  и подведомственные им структуры выполняют не столько контрольно – надзорные функции, сколько готовят (натаскивают) образовательные учреждения к тому, чтобы качество их образовательной деятельности соответствовало требованиям; не сформирована культура достоверной оценки качества

Формирующаяся МСОКО позволит повысить уровень ответственности руководителей и педагогов за результаты, минимизировать на первоначальном этапе, а далее исключить искажение их.

В рамках развития МСОКО возможна разработка единой информационной сети, что позволит привести к уменьшению ресурсных затрат, в том числе  перегрузки обучающихся и  учителей, к использованию нового поколения учебных материалов;    Развитие МСОКО способствует формирования опыта межмуниципального взаимодействия, что позволяет прогнозировать совместную успешную  реализацию проектов ФЦПРО.

[1]Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утверждённая постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295

[2] Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 августа 2016 г. N 2322-05 «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2016-2017 годы»

[3] Положение о конкурсе муниципальных систем оценки качества образования, утверждено ректором БОУ ДПО « ИРООО»

[4] П.29 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 №273-ФЗ